ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ
|
Другие Святые Юга РоссииСвященномученик Николай Попов (1864-1919). Родился Николай 6 мая, рос в большой казачьей станице, пока его семья не переехала в Новочеркасск. Закончил Харьковское земледельческое училище. В 1983 году, после окончания духовной семинарии, он служил в различных храмах Донского края, сначала в Успенской церкви станицы Аксайской, после - в хуторе Колодезном. Затем почти двадцать лет иерей Николай Попов прослужил в Иоанно-Богословском храме села Верхний Гнутов Цимлянского благочиния. Его стараниями был отреставрирован храм, на хуторе была построена школа, в которой священник вел занятия. В марте 1919 года - расстрелян. Решением Священного Синода РПЦ в июле 2006 года батюшка был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Мощи святого находятся в Свято-Духовом монастыре Волгоградской епархии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов, 1885-1937). Родился 17 февраля в семье псаломщика в Казанской губернии. Миссионер и проповедник, бывал в Астраханской калмыцкой степи и Монголии. Обратил в православие троих китайцев. Служил в Сибири. Выступал против обновленчества. С 8 марта 1925 года - епископ Красноярский и Енисейский. В апреле 1928 года был назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. Владыка прибыл в Ростов-на-Дону, но власти отказали ему во въезде в Новочеркасск. Тогда митрополит Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. Также отец Амфилохий окормлял женский монастырь в небольшом селе в Хакасии. Святой был неоднократно арестован. В октябре 1937 года последовала его мученическая кончина. Похоронен Владыка Амфилохий в безымянной могиле. К лику святых был причислен в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Протоиерей Иоанн Домовский (умер 09.03.1930) Нелегкий путь священника начал в 1866 году. В начале ХХ века Иоанн Домовский переезжает из Мариуполя в Ростов-на-Дону вместе со своими домочадцами - тремя дочерьми (одна из которых была приемной) и их семьями. Матушка Анна, жена о. Иоанна, скончалась еще до переезда семьи. Батюшка решает обосноваться в городе Нахичевани на Дону (сейчас Нахичевань один из районов Ростова) и покупает там дом. Пройдет совсем немного времени - и к этому дому будут тянуться люди из разных мест - за советом, за молитвой, за исцелением. В доме жили три послушницы батюшки и юродивый Емельян, который выбирал и заводил посетителей. О. Иоанн служит настоятелем Александро-Невской церкви и преподает Закон Божий в Нахичеванской Екатерининской женской гимназии. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о нем приезжающим к нему с юга России: "Зачем вы приезжаете ко мне - у вас свой Иван есть". И это уже говорит о многом. Иоанн Домовский имел дар прозорливости - провидел судьбы людей, знал, жив человек или умер, изгонял бесов. Один юноша-студент решил испытать батюшку и, идя к нему, думал: "Если отец Иоанн действительно прозорлив, то пусть угадает имя святого Трифона". В доме он увидел, что о. Иоанн стоит у окна, смотрит в сад и говорит: "Трифон, Трифон, Трифон". Юноша упал в раскаянии на колени и с тех пор начал новую жизнь. У постоянно богохульствовавшего красноармейца от взгляда о. Иоанна отнялся язык, а после крещения (крестил его все тот же батюшка Иоанн) к бывшему кощуннику вернулся дар речи. Иоанн Домовский предвидел свою кончину, родным он сказал: "Умру в Великий пост" и еще, что хоронить его будут дважды (так и сбылось). Сначала батюшку похоронили на Софийском кладбище, а когда это кладбище закрыли и на его месте построили стадион, мощи святого перезахоронили на армянском кладбище. Гроб уже треснул и видны были нетленные руки и ноги о. Иоанна, но гроб так и не открыли. Многие ищут помощи и утешения у батюшки Иоанна Домовского и после его смерти - идут к нему на могилку, как к живому, со своими нуждами. "По вере вашей да будет вам" (Матф. 9; 29). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков, 1792-1879). Родился 8 ноября на Черниговской земле. По происхождению старец Павел был дворянин, что тщательно скрывал. "Все мое желание от юности было - молиться Богу, а намерение - идти по святым местам," - вспоминал он. В шестнадцать лет святой украдкой оставил дом и год паломничал по монастырям, а по возвращении был сильно бит отцом. Так и жил он в родительском доме, не оставляя желания уйти куда-нибудь ради спасения своей души. Когда Павлу было двадцать пять лет, отец разделил его со старшим братом. Блаженный раздал свою часть имущества ради Христа и вновь отправился по святым обителям. Около тридцати лет от роду он поселился в небольшом городе Таганроге, где занимался поденными работами, главным образом на хлебных ссыпках. Сначала жил на разных квартирах, затем нанял себе отдельный домик, куда стал принимать к себе послушников и послушниц. Любил старец святой храм, старался не пропускать ни одной службы. Жил строго, одевался в простую крестьянскую одежду, спал мало на голой скамье, ел тоже очень мало. Много жертвовал в церкви, любил оделять нуждающихся. Но келия блаженного никогда не оскудевала. Своим посетителям он дарил обувь, одежду, еду, иконы, лампадное масло. "Когда выйдет у вас масло, тогда еще приходите ко мне," - говорил старец. Бывало, даже за поклоны и акафисты платил молящимся в его келии богомольцам, как, например, девочке Агриппине, бубликами, орешками, лимонами и мелкими монетами. Не забывал святой и заключенных, пудами посылая в тюрьму хлеб, мясо и другие продукты. Любил блаженный странствовать по святым местам, а в старости, когда уже не мог сам ходить на поклонение, почти ежегодно посылал в паломничество живших у него и приходивших к нему людей. Часто посылал на Север и в Почаевскую лавру, напутствуя: "Кто в Кыеве буде, а Почаев мине, той и в Кыеве не бував". Почитал старец воскресные и праздничные дни, особенно пятницу. Строго наказывал в эти дни не шить, не стирать, не печь хлеб, даже и воды не велел наливать в воскресный день. Своих посетителей святой учил молиться Богу, не отказывать нищим, чаще ходить в храм Божий и говеть, чтобы в домах перед образами всегда горели лампады. Давал советы относительно торговли, семейной жизни и др. Велел всегда творить Иисусову молитву, без нее даже не впускал к себе в келью. Прозревал блаженный и судьбы приходивших к нему людей. Так пришедшей к нему крестьянской девушке Марии Величковой он сказал: "Ою, дивчина, и умрешь у мене, я тоби справлю черный халат и черный платок и будешь жить у мене и нихто знать не буде". И действительно - Мария прожила в келье старца около семидесяти лет, став его преемницей. Провидел он и судьбы живших у него молодых людей и даже наказывал некоторых палкою. Так один из них впоследствии стал жуликом, а другой не выдержал жизни в девстве ради Христа и женился, уйдя из кельи святого. А крестьянину Филиппу Павел Павлович дал однажды просфор, бубликов, ладану и бутылку деревянного масла со словами: "На тоби, Хвылып, оцю бутылку масла, та як в оций бутылке масла не стане, тоди и штанов не стане". Ревностно исполнял Филипп слова старца, да к старости забыл о них и впал в крайнюю бедность, так что не мог справить себе даже необходимую одежду. А иеромонаху Дамиану блаженный предсказал, что он будет великим человеком - и в 1900 году скромный иеромонах стал патриархом Иерусалимским. Старец неоднократно говорил своим послушницам: "Як я умру, а до вас люды будут ходить, то вы их водите до моей могилы, и воны будуть говорить: здравствуйте, батюшка, - а я буду им отвечать: здравствуйте, мои добрые люди !" В марте 1879 года старец преставился ко Господу. Множество народа собралось проводить его в последний путь, люди даже залезали на деревья и на памятники. Так сбылись слова блаженного: "Когда я умру, соберется много мух, и будут сидеть они и на домах, и на деревьях, и на заборах, и на крестах". 20 июня 1999 года состоялось прославление старца Павла в лике святых. Мощи его почивают в Свято-Никольском соборе города Таганрога. Можно сказать, что блаженный Павел для Таганрога, как святая Матронушка для Москвы. |